Suvlehim Takats (el_set2_0) wrote,
Suvlehim Takats
el_set2_0

Category:

Баронесса Лили–Мария Яльмаровна Пальмен





В годы войны по дорогам Казахстана курсировала необычная машина — газогенераторный грузовик ЗИС–5. С правой стороны кабины крепился титан — печка для загрузки углем. Жидкое топливо заменил газ, извлекаемый из продуктов горения в специальных газогенераторных установках. Такие устройства, использующие древесину, в СССР уже были известны. Для транспортных средств степного Казахстана лес решили заменить углем. В это же время в Карлаге НКВД СССР начинает работу Газогенераторная экспериментальная моторная станция — ГЭМС, разработанная в небольшом проектном подразделении, созданном в 1936 году в том же Карлаге. Ведущую роль в нем играла Лили–Мария Яльмаровна Пальмен.

Лили Пальмен родилась в Санкт–Петербурге 28 марта 1900 года. Дочь шведского барона, секретаря статc–секретариата Великого княжества Финляндского Яльмара Филипповича Пальмена и княгини Марии Оболенской.

После революции, несмотря на свое происхождение, Лили–Мария поступила в Технологический институт. Здесь на факультете авиационного моторостроения она в 1925 году защитила диплом. Темой дипломной работы был малогабаритный авиационный мотор. Но работать пришлось не в авиации. Местом ее работы стало конструкторское бюро завода «Большевик», а главной задачей — создание силовой установки первого советского серийного танка. Параллельно пришлось заниматься организацией серийного выпуска первых советских авиамоторов М–5. И уже в первый год работы молодой специалист фактически стала главным конструктором моторного КБ — ведь там, кроме нее, не было ни одного дипломированного моторостроителя. Во многом благодаря Пальмен Красная Армия получила свой первый танк МС–21, также известный как Т–18, который производился до 1931 года и с успехом использовался в ходе боевых действий на КВЖД в 1929 году.

Впрочем, авиация не была забыта. По чертежам Пальмен были изготовлены экспериментальные моторы серии АМБ–20 для авиетки ЛАКМ–1. Это был первый в СССР, пусть и маломощный, авиационный мотор национальной разработки.

До 1933 года Лили Пальмен занималась также проектированием сверхмощного авиамотора АМБ–700, принимала участие в разработке танков Т–18, Т–19, ТГ. Но в 1933 году ее жизнь раз и навсегда изменилась. В начале сентября она была арестована по обвинению в шпионаже. Первоначальный приговор к расстрелу был заменен на десять лет в исправительно–трудовом лагере. Лили–Марию Пальмен ожидал Карлаг.

Но и под арестом, еще в Москве, Пальмен продолжала работать: составила инструкцию по эксплуатации танка Т–26. Позже следователь отметил, что аннотация была написана блестяще.

В Карлаге Пальмен определили в конструкторский отдел Центральных ремонтных мастерских. Позже в Караганде была организовала газогенераторная экспериментальная моторная станция. Именно здесь она переоборудовала колесные тракторы ХТЗ на газогенераторы, а также руководила испытанием опытных образцов.

В 1940 году, после первого в Союзе пробега колонны газогенераторных машин, правительство Казахской ССР выпустило постановление о массовом внедрении машин на буром угле. Государство выделило ГЭМС 200 тысяч рублей на дополнительное оборудование мастерской. С 1941 года экспериментальная станция начала получать заказы на переоборудование бензиновых двигателей.

Изобретения и разработки Лили Пальмен были приняты к внедрению на двенадцати типах машин и тракторов. Администрация Карлага отметила вклад разработчиков газогенераторной модели с использованием угля: Лили Пальмен, Михаил Цителов, за которого она вышла замуж в лагере, и Михаил Карташов были досрочно освобождены в 1942 году, но их попросили остаться как вольнонаемных до особого распоряжения.

В это время Лили Пальмен разработала проект «безмоторного комбайна». Его механизмы работали через специальный вал вращения от трактора на буром угле. Это позволило добиться двойной экономии топлива.

Еще в лагере, в 1936 году, у Лили Яльмаровны родился сын Игорь, а в 1940 году — дочь Галина.
В 1946 году супруги были окончательно освобождены и уехали Казахстана. Но их паспорта имели ограничения на проживание в ряде советских городов. С трудом им удалось получить работу в Кутаиси, на строящемся автомобильном заводе. Позже они смогли перебраться в Воронеж, где Михаил Николаевич Цителов скончался в 1974 году, а в 1985–м Лили Яльмаровна вернулась на родину в Ленинград, где написала мемуары о своей необычной и трагической жизни. Скончалась она 22 августа 1987 года.
Tags: Интересно, История, СССР
Subscribe

Posts from This Journal “История” Tag

promo el_set2_0 октябрь 10, 2015 05:44 4
Buy for 10 tokens
Задумал понасобирать этой странной волюты - жетонов ЖЖ. Чего низзя: 1. Размещать посты нарушающие УК РФ. 2. Пропагандировать фашизм, коммунизм, оголтелый национализм, а также размещать посты рекламирующие идеи чучхе и маоизма. 3. Размещать рекламу сторонней продукции. 4. Рекламировать…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments